ФЭНДОМ

Composed essences

Визуальные абстракции архивированных человеческих сущностей, обработанных Композиторами.

Переносом разума называется процесс дублирования или переноса сознания и воспоминаний отдельно взятого индивида из его первоначально органического сознания в цифровую или квантовую вычислительную систему, либо другую нейронную сеть биологического происхождения. Такой разум способен продолжать своё существование в качестве сознательной сущности с самосознанием посредством симуляции нейронных функций изначального мозга; в случаях использования передовых способов переноса разума, между состояниями разума до и после переноса в буквальном смысле нет никаких различий.

Принято считать, что первыми, кто освоил технологию переноса разума, были Предтечи, которые использовали её повсеместно и на самых разных качественных уровнях; современное человечество также способно использовать примитивную разновидность переноса разума, моделирование когнитивного оттиска, как единственно надёжный способ создания "умных" искусственных интеллектов, обладающих самосознанием.[1]

ПредтечиПравить

ТерминологияПравить

В переводах записей, оставленных Предтечами, разум, в общем и в частности отделённый от своего органического тела, часто называется эссенцией;[2] во многих смыслах это понятие совместимо с метафизической концепцией души, особенно если речь заходит о Домене.[3] Паттерн — также весьма близкий термин, хотя он в частности подчёркивает физические и измеримые аспекты нейронных и биологических понятий;[4] под эссеницей чаще всего понимают непосредственно сам разум, в то время как паттерном описывают его органическую или виртуальную структуру. Кроме того, паттерн в дополнение к нейронной схеме зачастую содержит в себе полную информацию о физическом теле.[5] Непосредственный акт загрузки эссенции или паттерна в другую содержательную систему называется отпечатыванием;[6] соответственно, результат данного процесса известен как отпечаток, хотя этот термин часто используется в качестве синонима для термина паттерн.[7] Оттиск, по всей видимости, относится к незавершённой или частичной эссенции, содержащей отсортированные мысли и воспоминания из последних мгновений жизни индивида.[8][note 1] Загрузку органического сознания в машинную систему памяти называют сканированием[9] или, в некоторых контекстах, сублимацией; как следствие, машину, созданную для осуществления таких переносов, называют сублимационным устройством.[2][10]

Примитивные люди, жившие во времена Предтеч, довольно метко называли свои отпечатанные эссенции духами, что соответствовало условиям их существовавшей культурной среды.[11]

Основная информацияПравить

H4-SO-Durance-PrometheanSoul

Визуальное проявление человеческой сущности, порабощённой для создания Рыцаря Прометейцев, и содержащейся в дюрансе под названием "Дар Наставника".

Перенос сознания и хранение его ментального содержимого в квантовой форме[12] было повсеместно распространено в обществе Предтеч. Вычислительные системы в личной броне, носимой буквально всеми Предтечами, были интегрированы в разум носителя до такой степени, что сознание Предтеч буквально охватывало системы брони наравне с органическим мозгом. ИИ, связанные с бронёй — помощники — в той же степени были связаны с разумом носителя, и оказывали им повседневную помощь в организации воспоминаний и прочих задачах. В качестве экстренной меры, броня могла удалить воспоминания или жизненный опыт, признанные чересчур травмирующими; существовала даже возможность "перезагрузить" личность пользователя в нормальное состояние в случае внешнего воздействия на его мозг.[13] Если носитель брони умирал, она сохраняла в себе его личность — или последние её эмоции — чтобы затем по традиции она могла быть извлечена и помещена в "матрицу отпечатков", называемую дюрансом.[14][15]

Посредством этой же интеграции, Предтечи умели загружать отдельные части своего сознания в вычислительные системы, управляемые помощниками; такой отпечаток мог быть создан и загружен в систему в любой момент в течении считанных мгновений.[16] Получающаяся разумная сущность ничем не отличалась от исходного сознания, и перенимала все цели и намерения оригинала. С помощью такого отпечатывания, к примеру, Библиотекарь создала свою архивированную эссенцию, которую оставила на Реквиеме с целью направлять будущих посетителей планеты.[17]

HSA Davis remains

Останки Спартанца Дэвиса поглощаются дюрансом Предтеч вместе с последними его воспоминаниями.

Боевые сфинксы, военные машины Предтеч, были способны сохранять последние чувства своих погибших пилотов. Несмотря на то, что такие эссенции получались менее целыми, чем в дюрансах, они сохранялись командирами Воинов для изучения.[18][8] Кроме того, среди Воинов-служителей существовала традиция извлекать из своих поверженных врагов их память и воспоминания, которые потом можно было подвергать допросу.[19]

В ходе битвы за Драэфус V в 2554 году, автоматическое сублимационное устройство на X50 извлекло финальные паттерны сознания Спартанца Эдварда Дэвиса,[20] которые были помещены в дюранс, позднее найденный силами ККОН в конце битвы.[21]

Перенос полного паттернаПравить

Предтечи обладали способностью извлекать не только разум органических созданий, но и сохранять при этом полную картину их биологического тела.[5] Последующая симуляция тела в виртуальной форме или форме жёсткого света была настолько идеальной, что архивированные индивиды могли даже и не догадываться о своём бесплотном состоянии.[9]

На поздней стадии Мер по сохранению в ходе войны Предтеч и Потопа, Творцы жизни использовали эту разновидность технологии извлечения паттерна для "сохранения" и воссоздания в виртуальной форме тех существ, для которых у Предтеч уже не оставалось свободного места, необходимого для жизнедеятельности в исходном виде. Сам процесс извлечения был аккуратным и безболезненным в отличие от тех же Композиторов.[22] На Установке 07 Творец жизни по имени Связывающий Дело Удачи использовал этот метод для сканирования и архивации всех людей, с которыми он встречался, чтобы они не попали в руки к Архитектору; с этой же целью он просканировал и себя самого, чтобы так же избежать служения Архитектору. Кроме непосредственного сознания живых людей, эта технология позволяла извлекать более древние отпечатки эссенций, которые были встроены в заветы Библиотекаря. Связывающий Дело Удачи хранил извлечённые эссенции в стазисе, но время от времени "размораживал" их, позволяя симулировать физические оболочки в своём поселении, которое также было симуляцией из жёсткого света.[9] В случае с исследовательской станцией Связующего, в процесс сканирования были вовлечены специальные смотрители.[23]

Смотритель, позднее ставший известным как 343 Виновная Искра, был создан при помощи процесса постепенной загрузки: умирающее биологическое тело Чакаса было подсоединено к жгуту, через который сознание человека постепенно переносилось в искусственную вычислительную систему смотрителя. В течении нескольких фаз этого процесса Чакас находился в сознании и существовал некоторое время в качестве гибрида органического себя и виртуальной формы. В это время он выяснил, что способен предельно точно измерять расстояния, всё ещё находясь в своём теле.[24] Согласно словам ИзоНаставника, интеллект, в который превращался Чакас — изначально известный как Смотритель Чакас — мог имитировать свои физические воплощения[5] в той же манере, что и архивированные люди в поселении Связующего Дело Удачи.[9]

Биологическое отпечатываниеПравить

Мутация — провоцируемый искусственно процесс, с помощью которого молодёжь Предтеч традиционно переходила во взрослую жизнь, видоизменяя свои тела в более совершенную форму — также являлась возможностью для переноса разума; для этого тому, кто проводил процедуру (ментору) достаточно было просто отпечатать свой полный паттерн в теле Предтечи, проходящего через метаморфозу. Эссенция перемещалась в сознание мутировавшего и, со временем, могла начать своё функционирование в новом теле. Изменения происходили не только на психическом, но и на физиологическом уровне — одарённый эссенцией Предтеча со временем превращался в почти полную физическую копию своего ментора. С помощью мутации, Ур-Наставник отпечатал свою сущность в сознании юного Манипуляра по имени Звездорожденный Созидающий Вечность, сделав из него буквальную реинкарнацию самого себя, к которой позднее перешли его обязанности.[7]

Несмотря на мастерство Предтеч во многих схожих технологиях, передача цифровой сущности в инертное биологическое тело — т.н. «заключение эссенции» — была строго запрещена из-за ряда опасностей, сопутствующих этому виду технологии.[10] Несмотря на это, отдалённая разновидность заключения эссенции вполне успешно реализовывалась на практике. Библиотекарь отпечатывала человеческие эссенции, извлечённые Композиторами после окончания осады Чарум Хаккора, в генетическом материале будущих людских поколений при помощи заветов; имплантированные эссенции оставались в дремлющем состоянии, но были запрограммированы на пробуждение при выполнении определённых условий. К примеру, древние люди по имени Чакас и Райзер несли в себе эссенции Фортенхо и Юприн Юприкушмы соответственно.[25]

КомпозиторПравить

H4 Composer effects

Композитор оцифровывает людей, одновременно извлекая из их гибнущих тел эссенции.

Композитор — вид сублимационного устройства, изначально созданный Строителями для переноса разума, который позднее был адаптирован к роли средства для спасения Предтеч, поражённых инфекцией Потопа. Излучая гармонические широколинейные энергетические поля высокой мощности,[26] Композиторы способны извлекать паттерны из живых существ, одновременно сжигая их органические тела до состояния пепла и тем самым нейтрализуя любую инфекцию Потопа. По первичной задумке, извлечённые Композиторами эссенции должны были быть способны вернуться в органическое состояние посредством выращиваемых тел. На практике же, к сожалению, процесс оказался несовершенным;[26] помимо того, что Композитор не мог надлежащим образом трансплантировать эссенции в новые тела, Предтечи также узнали, что любое существо, заражённое Потопом, поражалось чумой и на метафизическом уровне, отчего новые тела после пересадки порченой эссенции начинали быстро разлагаться и умирали в мучениях.[27]

Несмотря на своё несовершенство, Композиторы применялись в других целях: в конце войн человечества и Предтеч, старый Совет ойкумены постановил использовать их для наказания выживших людей на Чарум Хаккоре; эссенции несчастных насильственно извлекались из их тел, после чего подвергались допросам на протяжении нескольких тысяч лет с задачей установить их предполагаемый иммунитет или лекарство против Потопа.[28] Позднее Ур-Наставник превратил Композитор в оружие для обращения всего человечества в свою армию механических рабов, надеясь тем самым убить двух зайцев: получить войско, невосприимчивое к Потопу, и навсегда нейтрализовать угрозу, которое человечество представляло для господства Предтеч над галактикой.[17]

ДоменПравить

Метафизическое хранилище знаний цивилизации Предтеч, известное под названием Домен, помимо прочего содержало в себе эссенции всех умерших Предтеч; эти сущности хранились в уникальном эзотерическом, запредельном состоянии, отчего были доступны живым Предтечам лишь частично, в виде эха, эмоций или воспоминаний.[29] Среди Предтеч было широко распространено убеждение, что после смерти сущность покойного загружалась в Домен, где ей становились доступны все знания, хранящиеся в нём.[30] С учётом того, что Домен был создан расой Предшественников с целью хранения всех образов живых существ и "живой мудрости",[31] это убеждение вполне справедливо.

ЧеловечествоПравить

Halsey rampancy diagram

Концепция нейронной карты "умного" ИИ и процесса неистовства, нарисованная доктором Кэтрин Халси.

В ходе моделирования когнитивного оттиска — процессе, используемом при создании "умных" искусственных интеллектов — человеческий мозг подвергается картированию и воспроизведению в цифровой системе хранения данных, называемой матрицей Риманна. Поскольку технологии современных людей не способны создать с нуля рабочую нейронную архитектуру, для процесса необходим биологический мозг. В ходе сканирования органические ткани необратимо разрушаются, и потому необходимые мозги почти всегда получают от недавно умерших доноров. Интеллект, созданный с помощью такого метода, не является точной копией своего оригинала: отсканированная нейронная карта используется исключительно как первооснова матрицы ИИ, который переписывает её в систему высшего порядка в первые мгновения своего существования.[1] Несмотря на то, что полностью развившийся "умный" ИИ становится совершенно другим существом, он может наследовать воспоминания и даже отдельные черты характера своего донора-человека. К числу такого наследия можно отнести память об определённых событиях или физических ощущениях: к примеру, Сиф обожала движение вагонеток по тросовым прядям своих лифтов, что совпадало с памятью её донора о расчёсывании собственных волос.[32]

Люди также разработали процедуру, позволявшую передавать психическое содержание индивида в клонированное органическое тело. Стремясь создать полноценных флэш-клонов для подмены кандидатов в программу "Спартанец-II", доктор Кэтрин Халси разработала технику, при помощи которой память живого человека могла быть перемещена в мозг его клона, который в таком случае получался идеальной копией оригинала. В процедуре применялось "трёхмерное быстрое рентгеновское преобразование Фурье" для составления карты паттернов концентрации ионов в человеческом мозгу. Полученные данные затем могли быть использованы для создания виртуальной карты каждой связи в нейронном паттерне мозга испытуемого. Затем, эти данные можно было использовать в глубоко стимулирующем сканировании "пустого" мозга флэш-клона, что вело к выращиванию идентичного паттерна связей и точному воспроизведению воспоминаний оригинала. К несчастью, у этой методики был громадный недостаток в виде развития в мозгу получателя таких болезней, как слабоумие, шизофрения и рак с вероятностью в 82 процента.[1]

ПотопПравить

Посредством неизвестных науке механизмов, каждый Могильный Разум — воплощение коллективного сознания Потопа — способен наследовать сознание и воспоминания всех остальных Могильных Разумов, бывших до него, даже в том случае, если Потоп деградирует в не-сознательное состояние, способное длиться десятки тысяч лет. Таким образом, время не способно оказывать какого-либо заметного воздействия на ход передачи разума у паразитов; Могильный Разум, существовавший во времена войны человечества и Ковенанта, нёс в себе всю память Могильных Разумов, живших во время войны Предтеч и Потопа.[33] Есть даже гипотеза о том, что "современный" Могильный Разум является перевоплощением самого древнего из известных Могильных Разумов, а также Предшественника по имени Изначальный, чьё физическое тело было уничтожено сто тысяч лет назад, но сознание, сохранённое в коллективном разуме Потопа, продолжило своё существование.[34]

ПоявленияПравить

ПримечанияПравить

  1. Данная терминология никогда полностью не раскрывалась в Саге о Предтечах; определения, представленные в статье, в большинстве своём выведены из контекста, в котором используется каждое из определений.

ИсточникиПравить

  1. 1,0 1,1 1,2 Личный дневник доктора Халси, запись от 3 мая 2526 г.
  2. 2,0 2,1 Halo 4: Важный визуальный путеводитель, стр. 132
  3. Halo: Primordium, стр. 234-235
  4. Halo: Silentium, стр. 229
  5. 5,0 5,1 5,2 Halo: Primordium, стр. 357
  6. Halo: Silentium, стр. 224
  7. 7,0 7,1 Halo: Silentium, стр. 28, 274
  8. 8,0 8,1 Halo: Cryptum, стр. 238
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Halo: Primordium, стр. 194-195
  10. 10,0 10,1 Halo Waypoint: Catalog Interaction (post 2969311)
  11. Halo: Primordium, стр. 155
  12. Halo: Silentium, стр. 131
  13. Halo: Silentium, стр. 161
  14. Halo: Cryptum, стр. 47-48
  15. Halo 4: Важный визуальный путеводитель, стр. 134
  16. Halo: Silentium, стр. 297-299
  17. 17,0 17,1 Halo 4, уровень Восстановитель
  18. Halo: Cryptum, стр. 138
  19. Halo: Cryptum, стр. 188
  20. Halo Waypoint: Catalog Interaction (post 2969311)
  21. Halo: Spartan Assault, Миссия 30: Источник
  22. Halo: Silentium, стр. 57
  23. Halo: Primordium, стр. 193
  24. Halo: Primordium, стр. 359
  25. Halo: Primordium, стр. 224-226
  26. 26,0 26,1 Halo: Silentium, стр. 40-41
  27. Halo: Silentium, стр. 320
  28. Halo: Silentium, стр. 43
  29. Halo: Silentium, стр. 256
  30. Halo: Silentium, стр. 55
  31. Halo: Silentium, стр. 322
  32. Halo: Контакт на Жатве, стр. 33
  33. Halo 3, уровень Ореол (уровень Halo 3)
  34. Halo: Silentium, стр. 167 ("Существо это было чем-то совершенно другим, но не тем Изначальным, которого я встретил на Чарум Хаккоре — хоть в нём и сохранились мотивы, мысли и воспоминания Изначального. Со всей очевидностью это был Могильный Разум. Таков был последний акт мести Изначального.")